Право на забастовку в системе МОТ

Как надзорные органы Международной организации труда защищают право на коллективные действия

Кратко о положении права на забастовку в системе норм Международной организации труда

Изучение многолетней практики применения права на забастовку надзорными органами МОТ позволяет прийти к чёткому выводу: право на забастовку является неотъемлемой частью правовой системы Международной организации труда, производной от права на свободу объединения, закреплённого, прежде всего, в Конвенциях № 87 и 98. При рассмотрении конкретных аспектов реализации этого права надзорные органы преимущественно ссылаются на положения Конвенции № 87.

В своих подходах к праву на забастовку надзорные органы МОТ опираются на устойчивую практику толкования и применения норм о свободе объединения, которая насчитывает почти 70 лет — начиная с первых решений Комитета по свободе объединения в начале 1950-х годов. Именно тогда была заложена основа для систематического рассмотрения вопросов реализации свободы объединения в рамках МОТ.

Комитет по свободе объединения в разные годы вынес значительное количество решений, в которых выразил своё отношение к праву на забастовку в контексте применения Конвенции № 87. Комитет непосредственно выводил из этой Конвенции как само право на забастовку, что было закреплено в ряде его решений, так и отдельные аспекты реализации этого права — например, возможность объявления забастовок на уровне федераций и конфедераций профсоюзов, а также исключительное право профсоюзов на их организацию.

Так, в 1998 году при рассмотрении жалобы Конфедерации свободных профсоюзов Кот-д’Ивуара на действия правительства, включая массовые увольнения за участие в забастовках, комитет подчеркнул “важность уважения права на забастовку, которое естественным образом вытекает из права на организацию, защищённого положениями Конвенции № 87”.

Примечательно, что при рассмотрении дел о нарушении профсоюзных прав в Греции комитет в своих решениях 2007 и 2011 годов указал, что “организации, занимающиеся защитой социально-экономических и профессиональных интересов трудящихся, должны иметь возможность использовать забастовочные действия для укрепления своей позиции при поиске решений проблем, возникающих в результате основных тенденций социальной и экономической политики, непосредственно затрагивающих интересы членов этих организаций и всех трудящихся в целом — особенно в вопросах занятости, социальной защиты и уровня жизни”.

При этом такой аспект, как увольнение работников в качестве санкции за участие в забастовке, рассматривается Комитетом по свободе объединения как нарушение прав в контексте применения положений Конвенции № 98.

Следует также отметить, что Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, обладающий обширной практикой рассмотрения случаев нарушения права на забастовку — преимущественно в контексте соблюдения Конвенции № 87, — в ряде случаев анализировал это право и через призму Конвенции № 105 об упразднении принудительного труда. Хотя Конвенция № 105 напрямую не упоминает “права на забастовку”, она обязывает государства, её ратифицировавшие, “упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме”, включая случаи его применения “в качестве средства наказания за участие в забастовках”.

В частности, в докладе 1974 года, в контексте применения Конвенции № 105, Комитет экспертов рассмотрел турецкое законодательство, вводившее серьёзные ограничения на проведение забастовок и предусматривавшее, в числе санкций, тюремное заключение с обязательными работами за нарушение этих ограничений.

Многолетняя практика Комитета по свободе объединения и Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций позволила последнему в 1994 году в общем обзоре “Свобода объединения и коллективные переговоры”, где праву на забастовку была посвящена отдельная глава, заявить следующее:
“В отсутствие чёткого положения о праве на забастовку в основных текстах надзорным органам МОТ пришлось определить сферу действия и значение соответствующих конвенций. Этими органами, прежде всего, являются Комитет по свободе объединения, действующий в рамках специальной процедуры рассмотрения жалоб, и настоящий Комитет, осуществляющий свои полномочия в соответствии со статьями 19 и 22 Устава”.

В том же обзоре, после краткого анализа практики надзорных органов МОТ с 1950-х годов, Комитет экспертов подтвердил свою основную позицию:
“Право на забастовку является неотъемлемым следствием права на организацию, защищённого Конвенцией № 87.”

Действуем вместе!